В «theHARASHO» откроется выставка театральной фотографии мастера из Санкт-Петербурга

Искусство быть зрителем

Театр, тайны его закулисья и жизнь под рампой известных актёров: в Крыму впервые пройдёт выставка петербургского фотографа Станислава Левшина. Экспозиция, которую презентует МЦТИ “Золотой Ключик”, откроется в Международный день театра 27 марта в евпаторийской галерее “TheHARASHO”.

Несмотря на то, что сейчас Станислав работает на нескольких ведущих площадках Санкт-Петербурга – в Большом драматическом театре им. Товстоногова, Большом театре кукол, Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича и Михайловском театре, – в театральную фотографию он пришёл относительно недавно. Почти 20 лет назад, заканчивая химический факультет СПбГУ, будущий фотограф параллельно учится на фотофакультете им. Гальперина. Вопрос “химия или фотография” решается сам собой: в редакцию “Комсомольской правды” нужен стажер, и руководство факультета советует начинающего автора.

Народная артистка России Нина Усатова в спектакле «Эрендира» Андрея Могучего. БДТ

Работая в “Комсомолке”, Станислав также успешно сотрудничает с такими журналами, как “Newsweek”, “Огонёк”, “The National Geographic”, “Русский репортёр”, “Медведь” и многими другими изданиями и агентствами.

В 2006-м году переходит в спортивное издание, где работает следующие шесть лет. Съездив на несколько чемпионатов Европы и мира по разным видам спорта и даже на Олимпиаду в Пекине, он понимает, что дальше заниматься спортивной фотографией не хочет. Именно в этот период Станислав впервые попадает на балетный фестиваль «Dance Open» и очаровывается происходящим на сцене волшебством. Так, в жизни фотографа появляется Михайловский театр, с которым он сотрудничает уже много лет, а потом и другие театральные площадки. Полученные за годы работы корреспондентом навыки увидеть интересное в банальном, репортёрская хватка, реакция и умение концентрироваться, помогают автору сегодня создавать фотолетопись знаменитых театров Санкт-Петербурга.

«Алиса» Андрея Могучего. БДТ Спектакль — лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2015)

Золотомасочный “Губернатор”, эпатажный многосерийный спектакль Андрея Могучего “Три Толстяка”, “Алиса” с блистательной Алисой Фрейндлих в главной роли, Георгий Штиль в гримёрной, премьерный спектакль “Слава” Константина Богомолова и “Эдип в Колоне” Андрея Кончаловского, звёзды Михайловского театра Ирина Перрен и Иван Васильев, перфомансы одиозного композитора Олега Каравайчука. Более полусотни фотографий показывают особенности сценографии и индивидуальность исполнителей. Выставка станет настоящим подарком для всех поклонников театрального искусства.

«Губернатор» Андрея Могучего. БДТ Спектакль — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (2018)

— В чём особенность театральной фотографии?

— В каком-то смысле её можно сравнить со съёмкой рекламы. Фотографу надо показать всё самое интересное и привлекательное, но при этом оставить интригу. Спойлеры недопустимы, ведь зачем идти на спектакль, если по картинкам и так всё уже понятно? Поэтому здесь такая тонкая грань: оставить магию, дух спектакля, при этом не рассказав о его сути. Если зритель, посмотрев на мои фотографии тут же пойдет покупать билет на спектакль, или просто захочет узнать о нём немножко больше, значит, я справился с задачей.

«Жизель, или Вилисы» Адольфа Адама. Михайловский театр. Бэкстейдж

— Пригодился ли многолетний опыт спортивной фотографии?

— Безусловно. С точки зрения фотографии спорт очень напоминает и балет, и в целом театр – это быстрые движения, сильные эмоции, необходимость во время съёмки постоянно находиться в состоянии повышенной концентрации. Конечно, случается, что какие-то спектакли приходится переснимать по два-три раза, чтобы поймать ключевые моменты, как, например, падение люстры в “Алисе” или то, как рушится стена в “Трёх толстяках”, но это скорее исключение.

«Три толстяка» Андрея Могучего. БДТ

— С какими сложностями приходится сталкиваться? Нужно ли знать работу театра изнутри, или просто “поймать удачный кадр” достаточно?

— Конечно, знать театральную кухню необходимо. Здесь есть свои нюансы. Например, я снимаю много репетиций, а это значит недособранные декорации, артисты, которые могут быть без грима или одеты в костюмы лишь наполовину, ещё какие-то рабочие моменты, которые надо учитывать. Но учитывать ты их можешь, только когда знаешь чуть больше, чем просто человек со стороны. С балетной фотографией ещё сложнее. Помимо всего вышеперечисленного, фотографу надо знать элементарную азбуку балета. Какая поза для балерины является выгодной, а какая только подчёркивает недотянутую стопу или недораскрытое жете. Всё это нарабатывается годами, надо смотреть много балета, интересоваться им и, конечно, любить. В любом случае, для того, чтобы получилось хорошая фотография, надо чтобы предмет съёмки – спектакль или артист – нравился. В противном случае может получиться просто грамотная картинка. Разницу между первой и второй, возможно, никто и не заметит, но она есть.

27 марта — 19 апреля 2019 г.
Галерея актуального искусства «theHARASHO»
МЦТИ «Золотой ключик»
Адрес: г. Евпатория, ул. Бартенева, 1-5
ВХОД СВОБОДНЫЙ

Текст: Галина Язовицкая, Татьяна Левшина
Фото: Станислав Левшин
Афиша: Алина Копер